САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

25.04.2024, четверг, 09:00

Парламентский контроль за реализацией нацпроектов и региональных программ

26.04.2024, пятница, 09:00

Работа в избирательных округах, встречи с избирателями

27.04.2024, суббота, 09:00

Парламентский контроль за реализацией нацпроектов и региональных программ

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Выступление Председателя Саратовской областной Думы В. В. Капкаева на тему «Основы деятельности выборных должностных лиц» на совещании с депутатами, избранными впервые

12.10.2016

Добрый день, уважаемые коллеги!

Поздравляю всех вас с избранием в представительные органы власти различных уровней. Быть депутатом – почетная и ответственная работа. Почетная, потому что вас наделили полномочиями жители области, ваши земляки, которые сделали такой выбор, так как вам доверяют. Ответственная, потому что в своих предвыборных программах и самим фактом выдвижения в депутаты вы взяли на себя определенные обязательства перед избирателями.

Городская дума, районные собрания и местные советы – это, в первую очередь, представительные органы власти. Поэтому депутаты должны постоянно общаться с людьми, чтобы иметь возможность представлять их интересы. Наша связь с избирателями должна сохраняться на протяжении всего срока депутатских полномочий.

Также нужно помнить о необходимости взаимодействия со всеми коллегами, в том числе – прошедшими в законодательные собрания от других партий. Конечно, большинство депутатов являются членами «Единой России». В областной Думе представлены три партии, в городской – четыре. И работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы в принятии решений участвовали все депутаты, невзирая на партийную принадлежность. Об этом говорил наш земляк Вячеслав Викторович Володин после избрания на должность Председателя Государственной Думы. Поэтому депутатам от «Единой России» необходимо работать не отталкиваясь от своего большинства, а по любому вопросу объяснять свою позицию и доказывать свою правоту. Здесь речь идет, в первую очередь, о нормотворчестве. Кстати, в этой деятельности вам придется сотрудничать не только с коллегами внутри своих представительных органов власти, но и с депутатами других представительных органов различного уровня.

В связи с этим хочу отметить, что с момента создания Саратовская областная Дума уделяет большое внимание работе с представительными органами местного самоуправления области. За прошедшие годы нам удалось выстроить определенную систему взаимодействия, наладить деловое сотрудничество, которое содействует созданию качественной правовой основы для повышения уровня жизни населения области. Взаимодействие осуществляется в различных формах.

В первую очередь – это разработка и внесение в региональный парламент проектов законов. В текущем созыве представительными органами местного самоуправления внесены в Саратовскую областную Думу 66 законодательных инициатив и предложений. Из них 7 предусматривает изменения федерального законодательства. Значительная часть инициатив касается преобразований внутри муниципалитетов. Остальное – бюджетное законодательство, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, экономическая политика, административные нарушения и ответственность за них.

В качестве положительных примеров могу привести инициативу Собрания депутатов Балашовского района. Они предложили выдавать бесплатные земельные участки многодетным семьям не только для индивидуального жилищного строительства, но и для ведения личного подсобного хозяйства. Законопроект был поддержан.

А вот Собрание депутатов Энгельсского района, например, подготовило две инициативы по внесению изменений в федеральное законодательство. Обе они были одобрены федеральным Советом законодателей, то есть – были подготовлены достаточно качественно. Один законопроект отклонен Государственной Думой, этот документ предусматривал разрешить всем субъектам федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка при наличии существенных нарушений его условий.

Другим законопроектом предлагается предоставить органам местного самоуправления городских и сельских поселений право принятия решения о сносе самовольных построек. Этот документ одобрен Саратовской областной Думой, в настоящее время находится в работе в федеральном парламенте.

Если брать положительные примеры взаимодействия представительных органов разных уровней, то отдельного внимания заслуживает работа муниципалитетов по совершенствованию законодательства области об административных правонарушениях.

Должен сказать, что не всегда предложения местных депутатов оформляются в виде законодательных инициатив, а зачастую направляются в областную Думу в качестве законодательных предложений. И такие обращения также не остаются без внимания.

Например, большая часть изменений, внесенных за последние три года в Закон Саратовской области «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» связана именно с обращениями муниципальных образований области. По их предложениям региональный Закон дополнен новыми составами: установлена административная ответственность за сжигание мусора, иных отходов производства и потребления; за навязчивое обращение к гражданину с целью гадания и попрошайничество; нанесение надписей, содержащих нецензурные, оскорбительные слова и выражения; допущение нахождения собак в общественных местах без поводка или намордника.

Особенно много было обращений по вопросу введения административной ответственности за нарушение установленных органами местного самоуправления правил содержания домашних животных, а также правил содержания и выпаса скота. С соответствующими предложениями выходили, в частности, Собрание депутатов Саратовского и Краснокутского муниципальных районов.

В итоге депутатами областной Думы была подготовлена соответствующая законодательная инициатива и в мае текущего года  введена административная ответственность за нарушение требований, установленных Законом Саратовской области «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Саратовской области».

Я надеюсь, что с обновлением депутатского корпуса активность органов местного самоуправления в сфере законотворческой деятельности только возрастет, а количество внесенных в региональное законодательное собрание законопроектов увеличится.

Но погоня за количеством – не самоцель. Вносимые в областную Думу органами местного самоуправления проекты законов должны быть подготовлены качественно, соответствовать требованиям законодательства и правилам юридической техники. Поэтому мы вместе должны подумать над тем, как улучшить эту работу и повысить качество вносимых законопроектов. Я считаю, что заниматься организацией работы по данному направлению должен Совет представительных органов муниципальных образований, который создан и функционирует при областной Думе.

Основными задачами Совета являются:

– содействие представительным органам муниципальных образований области в осуществлении их полномочий;

– укрепление взаимодействия областной Думы, представительных органов муниципальных районов и городских округов области с представительными органами поселений области, оказание им правовой и организационно-методической помощи;

– участие представительных органов муниципальных образований области в обсуждении проектов федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления, в разработке, обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов области, относящихся к сфере местного самоуправления и межмуниципального сотрудничества;

– обобщение практики и организация обмена опытом работы органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения;

На заседаниях Совета рассматриваются актуальные вопросы местного самоуправления, обсуждаются существующие в муниципалитетах проблемы, готовятся предложения, в том числе – законодательного характера, по их решению.

В частности, рассматривались вопросы применении норм федерального законодательства органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений при осуществлении муниципального земельного контроля; вопросы организация дорожной деятельности; анализировалась практика работы органов местного самоуправления по реализации положений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ; обсуждались многие другие важнейшие для муниципалитетов проблемы.

Хочу сказать, что предложения в повестку дня заседания Совета могут вноситься не только членами этого объединения. Поэтому, если есть необходимость обсудить какой-либо вопрос на заседании, любой из депутатов вправе направить соответствующее предложение на имя председателя Совета, и принять участие в работе аналогично члену Совета, с правом совещательного голоса.

Отдельная тема – проведение семинаров-совещаний и учеба. Эти мероприятия можно организовать совместно с представителями органов местного самоуправления с целью обсуждения практики их участия в законотворческой деятельности, проведения анализа допускаемых ошибок при подготовке проектов, разъяснения правил юридической техники и подобным направлениям. Наш регион славится своей юридической школой и учеными-юристами, поэтому такая задача вполне реализуема. Семинары можно организовать на базе Института законотворчества, который как раз и занимается подготовкой юристов со специализацией в области нормотворчества для работы в органах государственной власти и местного самоуправления, а также проводит переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Депутат обязан не только участвовать в разработке, обсуждении и принятии законопроектов, но и в работе по мониторингу исполнения действующих законов, анализу практики их реализации. И здесь важен такой формат взаимодействия депутатов всех уровней, как депутатские слушания, заседания «круглых столов», которые проводятся обязательно с участием представителей муниципальных образований. Так в декабре прошлого года в рамках депутатских слушаний обсуждалась практика реализации Закона Саратовской области «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Саратовской области». На слушаниях обсуждались реализуемые на территории области формы участия граждан в охране общественного порядка, сложившаяся практика взаимодействия народных дружин с органами полиции, органами государственной власти области и местного самоуправления. Итогом такого заинтересованного обсуждения депутатами областной Думы, депутатами муниципальных образований, представителями исполнительных органов власти стало внесение изменений в Закон Саратовской области «О некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка в Саратовской области» в части установления порядка предоставления органами местного самоуправления народным дружинникам льгот и компенсаций. Можно привести и другие аналогичные примеры.

Такое взаимодействие, например, позволило существенно доработать региональные законы об административных правонарушениях, о некоторых вопросах участия граждан в охране общественного порядка и ряд других.

Таким образом, как мы видим, работа депутата – многогранная и сложная. Ведь нет ни одного вопроса, который бы не касался депутатского корпуса. Это и благоустройство, и состояние дорог, и развитие социальной сферы и многое, многое другое. И самый верный путь, следуя по которому можно преодолеть все трудности – это взаимодействие. Взаимодействие с коллегами по законодательному собранию, с депутатами других представительных органов. Только так мы сможем эффективно действовать на благо страны и наших избирателей.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам