САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
Поиск
Обновления
Объявления

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.04.2021, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

20.04.2021, вторник, 14:00, парламентский центр

Рабочее совещание по вопросу предоставления субсидии частным образовательным организациям из бюджета Саратовской …

Комитет по социальной политике

21.04.2021, среда, 09:00

Работа над законопроектами

Отчет о работе Счетной палаты Саратовской области за 2013 год

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящем отчете о работе Счетной палаты Саратовской области (далее – Счетная палата) за 2013 год, подготовленным в соответствии с требованиями Закона Саратовской области от 27.09.2011 г. № 125-ЗСО «О Счетной палате Саратовской области», представлены результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

В 2013 году работа Счетной палаты строилась в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Саратовской области, на основеплана работы Счетной палаты на 2013 год, утвержденного приказом Счетной палаты Саратовской области от 24.12.2012 г. № 62-од, и запросов правоохранительных органов.

В 2013 году Счетной палатой было проведено 62 тематических контрольных и 6 экспертно-аналитических мероприятий.

Проверками был охвачен 81 объект на территории 18 муниципальных районов: Аркадакский, Аткарский, Балаковский, Балашовский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий, Ершовский, Калининский, Марксовский, Озинский, Петровский, Пугачевский, Ртищевский, Федоровский, Хвалынский, Энгельсский муниципальные районы, а также муниципальное образование «Город Саратов».

Количество проверенных объектов и проведенных проверок за 2011-2013 годы

Анализируя тематику проведенных в 2013 году проверок, можно отметить, что преобладающими направлениями контрольных мероприятий являлись вопросы использования средств областного бюджета на реформирование жилищно-коммунального хозяйства, развитие культуры области, строительство социально значимых объектов, обеспечение различных категорий населения области социальными выплатами на улучшение жилищных условий, использование межбюджетных трансфертов.

Контрольная деятельность Счетной палаты в 2013 году была направлена на выявление и предотвращение финансовых нарушений при использовании бюджетных средств и государственной собственности, проведение мероприятий по профилактике коррупционных нарушений в сфере финансов и экономики области.

Одновременно проводились мероприятия по внедрению новых типов финансового контроля, основанных не только на проведении проверок целевого использования бюджетных средств и имущества, но и с позиции результативного и эффективного использования государственных ресурсов, т.е. аудита эффективности.

В 2013 году Счетной палатой были проведены контрольные мероприятия по проверке реализации 6 областных целевых программ с применением элементов аудита эффективности: «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы», «Социальное развитие села до 2013 года», «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области на 2010-2012 годы», «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы», «Развитие культуры» на 2009-2012 годы, «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы» и ведомственной целевой программы «Развитие образования на 2012 год». Установленная сумма неэффективного расходования бюджетных средств по данным контрольным мероприятиям составила 93,0 млн. рублей. Выводы и предложения по эффективному использованию бюджетных средств направлялись в исполнительные органы власти, ответственные за реализацию указанных целевых программ.

Кроме того, было проведено совместное со Счетной палатой РФ контрольное мероприятие: «Аудит эффективности долговой политики, проводимой Саратовской областью, и анализ ее влияния на исполнение бюджета и социально-экономическое развитие региона». Целью проведения аудита эффективности являлось выявление существующих рисков, недостатков и несоответствий, обозначение положительных и отрицательных моментов в действующем региональном законодательстве в сфере управления региональными финансами, государственным долгом области и предложение возможных путей решения имеющихся проблем, способствующих повышению эффективности долговой политики региона.

Данное мероприятие было начато в 1 квартале 2013 года и окончится в апреле 2014 года.

Окончательные выводы и предложения по итогам проведенного контрольного мероприятия будут рассмотрены на коллегии Счетной палатой РФ, которая состоится в апреле 2014 года.

Общая сумма выявленных финансово-бюджетных нарушений по итогам 2013 года составила 1 774,4 млн. рублей, в том числе:

– нецелевое использование бюджетных средств – 78,2 млн. рублей;

– принятие, исполнение денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств – 13,8 млн. рублей;

– осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка – 8,8 млн. рублей;

– осуществление расходов с нарушением требований законодательства – 243,2 млн. рублей;

–  сумма неосвоенных бюджетных средств – 25,7 млн. рублей;

– неэффективное использование бюджетных средств – 225,0 млн. рублей;

– прочие нарушения – 1 179,7 млн. рублей.

Значительная доля финансовых нарушений пришлась на показатель «Прочие нарушения».

В данную категорию нарушений были отнесены нарушения бюджетного законодательства, установленные при проведении экспертно-аналитических мероприятий «Проверка годового отчета об исполнении областного бюджета за 2012 год» – 346,3 млн. рублей (превышение в 2013 году установленных предела объема заимствований и верхнего предела государственного долга), «Проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС в 2012 году» – 367,5 млн. рублей (неформирование в полном объеме нормированного страхового запаса), «Проверка проекта закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» – 200,0 млн. рублей (превышение предельного объема заимствований области).

По результатам контрольных мероприятий наиболее крупные суммы по показателю «прочие нарушения» были установлены по следующим объектам проверок:

– министерство сельского хозяйства области в сумме 65,8 млн. рублей (неправомерное предоставление субсидий и социальных выплат);

– министерство здравоохранения области в сумме 68,6 млн. рублей (искажение отчетных данных вследствие неправильного планирования расходов, а также завышение суммы субвенций в результате включения в расходы необоснованных расходов);

– органы местного самоуправления в сумме 110,9 млн. рублей (недостоверное ведение бухгалтерского учета и отчетности; завышение плановых показателей при составлении проекта бюджета; недостаточный контроль над своевременностью осуществления платежей в бюджет района; выполнение в рамках муниципального контракта работ, непредусмотренных целевой программой; заключение муниципального контракта по завышенной стоимости).

Сведения о выявленных нарушениях в 2013 году (по виду нарушений)

По результатам проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палатой за 2013 год было направлено 7 предписаний и 61 представление в органы государственной власти Саратовской области и иные проверяемые организации.

В результате проведенных контрольных и аналитических мероприятий, во исполнение представлений Счетной палаты, проверяемыми организациями в 2013 году возвращено в бюджет 80,0 млн. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 648,0 млн. рублей.

При рассмотрении выявленных нарушений к дисциплинарной ответственности было привлечено 17 должностных лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства.

Правоохранительными органами по обращениям Счетной палаты области возбуждено 8 уголовных дел.

В отчетном году значительно повысился уровень реализации предписаний и представлений Счетной палаты области по сравнению с предыдущими периодами. Изменения в Бюджетный кодекс РФ и другие федеральные законы в части государственного (муниципального) финансового контроля, вступившие в силу с 4 августа 2013 года, предусмотрели более определенное содержание предписания контрольно-счетного органа, определили механизм применения бюджетных мер принуждения на основе уведомления контрольно-счетного органа, установили административную ответственность по 22 составам правонарушений, протоколы по которым вправе составлять должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ. Вместе с тем, повышение реализации предписаний и представлений Счетной палаты произошло главным образом в связи с установлением конструктивного сотрудничества с Правительством области и другими органами исполнительной власти области. В подавляющем большинстве случаев Правительство области и Счетная палата демонстрируют единый подход к квалификации выявляемых нарушений и отношению к нарушителям.

В 2013 году в рамках проводимой работы по методическому обеспечению деятельности Счетной палаты были разработаны и утверждены следующие стандарты финансового контроля:

– «Планирование работы Счетной палаты Саратовской области»,

– «Общие правила проведения контрольного мероприятия»,

– «Проведение аудита эффективности использования государственных (муниципальных) средств»,

– «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия»,

– «Подготовка отчета о работе Счетной палаты Саратовской области».

Указанными стандартами охвачены все основные направления деятельности Счетной палаты области и основные этапы работы в целом. В 2014 году работа над разработкой стандартов будет продолжена.

В 2013 году Счетная палата заключила соглашения о взаимодействии:

– с Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области,

– с Уполномоченным по защите прав потребителей при Губернаторе Саратовской области,

– с Главным управлением Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области.

В 2013 году в Счетной палате области на основании соглашения об использовании и эксплуатации государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов РФ (ГИАС КСО), заключенного со Счетной палатой РФ в 2012 году, был проведен ряд мероприятий по установлению и внедрению в эксплуатацию комплексов программных средств «Планирование и контроль основной деятельности» и «Автоматизация формирования и исполнения бюджета».

В соответствии с Законом Саратовской области «О Счетной палате Саратовской области» Счетная палата ежеквартально размещает информацию о своей деятельности на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет. Ежегодные отчеты также публикуются в печатном средстве массовой информации, предназначенном для официального опубликования правовых актов органов государственной власти области – газете «Саратовская областная газета».

Основные показатели деятельности Счетной палаты области за 2011-2013 годы представлены в Приложении 1.

2. КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Счетной палатой была проведена проверка законности и эффективности предоставления социальных выплат на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года» за период 2009-2012 годы. Контрольные мероприятия продолжались с сентября 2012 года по июнь 2013 года.

Всего проверками были охвачены 19 муниципальных районов: Александрово-Гайский, Аркадакский, Аткарский, Балашовский, Балаковский, Балтайский, Базарно-Карабулакский, Вольский, Воскресенский, Дергачевский, Духовницкий, Калининский, Новоузенский, Озинский, Саратовский, Татищевский, Хвалынский, Ртищевский, Пугачевский. Завершающая проверка была проведена в министерстве сельского хозяйства Саратовской области.

Результаты проверок позволяют говорить о типичных и практически повсеместных нарушениях, допущенных органами местного самоуправления при признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении их в списки участников программы, а также об отсутствии со стороны министерства сельского хозяйства области контроля за правильностью составления списков участников.

Общая сумма ущерба, причиненного данными нарушениями, составила 69,6 млн. рублей, в том числе областному бюджету 39,5 млн. рублей.

К наиболее серьезному нарушению следует отнести неправомерное признание органами местного самоуправления граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и, как следствие, предоставление данным гражданам социальных выплат. Так органами местного самоуправления не учитывалась суммарная обеспеченность жильем всех членов семьи нуждающегося, не принимались во внимание факты преднамеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. В результате указанных действий министерством была произведена социальная выплата 57 гражданам, что причинило ущерб федеральному и областному бюджету в сумме 40,1 млн. рублей.

В ряде случаев граждане, признанные участниками программы и получившие выплаты, в действительности не работали в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, что нарушало обязательное условие предоставления субсидии. Данные эпизоды свидетельствуют о совершении мошеннических действий со стороны участников программы.

Ряд нарушений был допущен должностными лицами министерства сельского хозяйства области:

– граждане были включены в сводный список получателей выплат, несмотря на то, что в органах местного самоуправления их учетные дела не формировались, документы от граждан не поступали, жилищные и другие условия не проверялись;

– размер социальной выплаты был определен в завышенных размерах по сравнению с площадью, указанной в договоре купли-продажи;

– социальные выплаты предоставлялись при отсутствии или недостаточности у граждан собственных (или заемных) средств в размере не менее 30% расчетной стоимости приобретаемого (строящегося) жилья, что нарушало обязательное условие предоставления социальной выплаты;

– не осуществлялся контроль за исполнением получателем субсидии условий предоставления выплаты после ее получения.

По результатам проверки Счетной палаты Правительством области было принято постановление, частично устранившее выявленные при проведении контрольного мероприятия недостатки правового регулирования вопросов предоставления социальных выплат и позволившее минимизировать случаи неправомерного предоставления субсидий.

Во исполнение предписаний и представлений Счетной палаты министерством сельского хозяйства области к гражданам, неправомерно получившим социальные выплатыв рамках ОЦП «Социальное развитии села до 2013 года», было подано 58 исковых заявлений. Во многих случаях представители Счетной палаты участвовали в данных делах как третьи лица, давая свои пояснения по соответствующим актам проверок и оказывая необходимую правовую поддержку представителям министерства сельского хозяйства области в связи с большим объемом судебной работы. По состоянию на 1 января 2014 года 38 исковых заявлений удовлетворено в пользу областного бюджета на сумму 18,0 млн. рублей, 2,7 млн. рублей уже поступило в бюджет. По остальным гражданским делам продолжается производство в апелляционной и кассационной судебных инстанциях.

Проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области» за 2012 год, проведенная в министерстве здравоохранения области, установила нарушений на общую сумму 68,6 млн. рублей.

Так, министерство, не осуществило должным образом планирование расходов, что привело к недостоверности отчета. Имело место искажение отчетных данных в сумме 19,1 млн. рублей в части расходов, фактически произведенных на осуществление деятельности по организации оказания медицинской помощи, а отраженных по виду деятельности, относящемуся к непосредственному оказанию медицинской помощи.

Кроме того, в нарушение Закона Саратовской области № 188-ЗСО, министерством в расчет необходимой суммы субвенции на организацию оказания медицинской помощи населению и в сводный отчет об использовании субвенции неправомерно были включены расходы в сумме 49,5 млн. рублей

Также контрольные мероприятия по данному вопросу были проведены в Энгельсском, Балаковском, Вольском муниципальных районах Саратовской области и муниципальном образовании «Город Саратов».

Общая сумма установленных нарушений составила 108,2 млн. рублей. Из них нецелевое использование средств областного бюджета – 67,4 млн. рублей, в том числе:

– полученные муниципальными образованиями субвенции из областного бюджета на исполнение Закона Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО в сумме 49,0 млн. рублей были направлены медицинским учреждениям, которые не оказывали гражданам медико-санитарную помощь ни по одному из видов медицинской помощи, предусмотренных данным Законом;

– денежные средства в сумме 4,9 млн. рублей были направлены медицинскими учреждениями на погашение кредиторской задолженности прошлых лет, что не предусмотрено Законом Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО;

– денежные средства в сумме 13,5 млн. рублей были израсходованы медицинскими учреждениями на цели, не соответствующие условиям их получения.

Кроме того, комитетом здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов» вследствие некачественного выполнения переданных полномочий было допущено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 3,3 млн. рублей.

По результатам контрольного мероприятия были внесены изменения в Закон Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО относительно методики расчета субвенций на организацию оказания медицинской помощи населению; уменьшены объемы субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) для осуществления переданных полномочий по организации оказания медицинской помощи в областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы» за 2011-2013 годы была проведена в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Общая сумма финансовых нарушений составила 50,8 млн. рублей.

Неэффективное использование бюджетных средств составило 26,5 млн. рублей, в том числе:

– министерством была произведена неправомерная оплата фактически невыполненного объема работ при строительстве объектов, входящих в программу, на сумму 23,6 млн. рублей;

– на момент проверки построенный водовод в Декабристком муниципальном образовании Ершовского муниципального района стоимостью 2,1 млн. рублей не был введен в эксплуатацию и в течение года не использовался;

– имело место приобретение материалов по завышенной цене на сумму 0,8 млн. рублей.

Кроме того были установлены такие нарушения как: невыполнение условия софинансирования из средств местного бюджета при использовании субсидий областного бюджета в размере не менее 10 %; заключение государственных контрактов сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В рамках проверки использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП «Развитие культуры» на 2009-2012 годы были проведены контрольные мероприятия в ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр», ГУК «Областная универсальная научная библиотека», ГУК «Саратовский областной музей краеведения», ГАУК «Саратовский государственный академический театр драмы им. И. А. Слонова», ГАУК Саратовской области «Дворец культуры «Россия», министерстве информации и печати и министерстве культуры Саратовской области.

По проведенным контрольным мероприятиям общая сумма выявленных нарушений составила 7,9 млн. рублей.

Нецелевым образом на общую сумму 0,5 млн. рублей были израсходованы денежные средства в ГУК «Саратовский областной методический киновидеоцентр», ГУК «Саратовский областной музей краеведения», ГАУК Саратовской области «Дворец культуры «Россия», министерстве культуры Саратовской области на приобретение и поставку материалов и оборудования за счет субсидий, выделенных учреждениям на проведение конкретного культурно-массового мероприятия, уже после его завершения. Также имелись случаи приобретения материальных ценностей, непредусмотренных сметой проведения культурно-массовых мероприятий. В министерстве культуры на средства, предназначенные на издание одних печатных изданий, были изданы другие, непредусмотренные ОЦП «Развитие культуры».

Выявленное неэффективное использование бюджетных средств в министерстве культуры области составило 4,3 млн. рублей. Так, за период 2009-2012 годы, процент специалистов, прошедших повышение квалификации, составил всего 7 % от общего количества специалистов отрасли культуры, при запланированных 12 %. При предоставлении образовательному учреждению субсидии на обучение кадров, министерством не были определены конкретные задачи по количеству обучаемых специалистов. В результате министерство культуры не смогло обеспечить достижение заданного программой результата.

Также министерством культуры области не был достигнут показатель эффективности реализации областной целевой программы по числу посещений киносеансов на 1000 населения.

Неэффективное использование бюджетных средств, установленное при проведении контрольных мероприятий в учреждениях, подведомственных министерству культуры, составило 1,0 млн. рублей. Часть материалов и оборудования, закупленных учреждениями на проведение культурно-массовых мероприятий за счет средств областного бюджета, полученных ими в виде субсидии, не была поставлена до даты проведения мероприятия, а, следовательно, уже не могла быть использована по назначению.

Нарушения действующего законодательства в сумме 1,2 млн. рублей, были установлены при проверке министерства информации и печати области. В результате недостаточного контроля со стороны министерства за выполнением государственных зданий были полностью возмещены затраты учреждения за невыполненный объем государственного задания, принималась искаженная отчетность по выполнению государственного задания, было допущено необоснованное распределение литературно-художественного журнала между получателями.

Проверка использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы» за период 2010-2012 годы проводилась в управлении делами Правительства области, министерстве территориальных образований области и комитете по управлению имуществом МО «Город Саратов». Общая сумма выявленных нарушений составила 13,3 млн. рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 2,5 млн. рублей было допущено управлением делами Правительства Саратовской области. Денежные средства в указанной сумме были направлены на покупку мебели для учебно-методического центра, тогда как по Программе они предназначались для приобретения оргтехники и оборудования.

При проверке министерства по делам территориальных образований Саратовской области выявлено неэффективное расходование средств областного бюджета в сумме 4,9 млн. рублей. Так министерством во 2 полугодии 2010 года были приобретены лицензии для программы, которая утратила свою актуальность еще в мае того же года, в результате изменений Федерального законодательства. Министерство имело возможность отказаться от приобретения лицензий, но не сделало этого, тем самым допустив неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 4,3 млн. рублей.

Одним из показателей Программы являлось оснащенность органов местного самоуправления методическими пособиями. На эти цели министерство потратило 0,6 млн. рублей. Однако закупаемая литература в результате изменения законодательства теряла свою актуальность как минимум в том же году, что и приобретались. Таким образом, приобретение методической литературы на бумажных носителях является неэффективным способом обеспечения органов местного самоуправления методическими пособиями.

Нарушения на сумму 5,9 млн. рублей были допущены при выполнении программных мероприятий комитетом по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов». Комитетом был заключен муниципальный контракт на выполнение работ, непредусмотренных областной целевой программой.

Проверка использования бюджетных средств, выделенных в рамках реализации ОЦП «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» на 2010-2012 годы была проведена в комитете общественных связей и национальной политики области. Установлены нарушения на сумму 2,4 млн. рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 86,8 тыс. рублей образовалось в результате использования некоммерческими организациями субсидий, предоставленных им из областного бюджета на возмещение затрат по реализации общественно полезных проектов, на оплату расходов, не связанных с данными проектами.

Также было установлено, что девятнадцати организациям субсидии на сумму 1,1 млн. рублей были выделены неправомерно, при отсутствии обязательных документов.

Комитетом общественных связей и национальной политики в отношении трех некоммерческих организаций, проекты которых были признаны победителями конкурса общественно полезных (социальных) проектов в 2012 году, не были соблюдены условия предоставления субсидии – софинансирование за счет внебюджетных средств не менее 10 %.

Субсидии в размере 0,2 млн. рублей были использованы некоммерческими организациями неэффективно, т.к. оборудование, необходимое для реализации ими социальных проектов, было приобретено в сроки более поздние, чем того требовали проектные мероприятия.

В министерстве сельского хозяйства области была проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных на реализацию ОЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы» за период 2010 год – 9 месяцев 2013 года. Общая сумма нарушений составила 107,8 млн. рублей.

Так, министерством были неправомерно предоставлены субсидии на общую сумму 52,0 млн. рублей, в том числе на компенсацию части затрат по приобретённому оборудованию организациям, закупившим не новое, а бывшее в эксплуатации оборудование, а также организациям, неудовлетворяющим условиям получения субсидий.

Установлено, что денежные средства в сумме 55,8 млн. рублей были израсходованы неэффективно, министерством сельского хозяйства области не было обеспечено выполнение показателя и индикатора эффективности реализации программы по увеличению объема производства муки.

Проверкой использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию ведомственной целевой программы «Развитие образования на 2012 год» были охвачены министерство образования Саратовской области, ГАОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГБУ Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования». Общая сумма нарушений составила 8,0 млн. рублей, из них 7,9 млн. рублей в ГБУ Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования».

Так ГБУ Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов были заключены договоры с преподавателями на оказание услуг, входящих в обязанности других лиц. В результате 0,4 млн. рублей были израсходованы нецелевым образом. Также Центром неправомерно были заключены договоры возмездного оказания услуг с работниками общеобразовательных учреждений, привлеченными к подготовке и проведению ГИА и ЕГЭ на сумму 7,5 млн. рублей.

Министерством образования 70,3 тыс. рублей были направлены на охрану объекта, в котором организовывалось проведение ЕГЭ, что не было предусмотрено Порядком проведения единого государственного экзамена. Данные расходы являются нецелевым использованием бюджетных средств.

В комитете капитального строительства были проведены проверки эффективности и законности расходования средств областного бюджета, выделенных на следующие объекты: строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в г. Новоузенске, строительство очистных сооружений канализации в г. Вольске.

При проведении контрольного мероприятия на объекте «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном в г. Новоузенске» за период 2008-2012 годы общая сумма нарушений составила 13,0 млн. рублей.

Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 0,4 млн. рублей сложилось вследствие того, что денежные средства, выделенные на приобретение оборудования, были израсходованы на осуществление технического надзора.

Кроме того, проверка показала, что в нарушение Бюджетного кодекса РФ государственный контракт на проектные работы на объекте на сумму 7,8 млн. рублей был заключен комитетом сверх лимитов бюджетных обязательств, а государственный контракт на поставку котельного оборудования на сумму 4,8 млн. рублей был заключен с превышением срока действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Проверка расходования бюджетных средств, выделенных на объект «Строительство очистных сооружений канализации в г. Вольске « за 2011-2012 годы установила неэффективное расходование бюджетных средств н сумму 1,4 млн. рублей. На момент проверки приобретенная в 2011 г. дорогостоящая модульная канализационная насосная станция находилась на недостроенном объекте, ее целостность и сохранность не обеспечивались.

Проверка законности использования средств, поступивших в 2012 году от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств долевого финансирования, направленных на проведение капитального ремонта многоквартирных ломов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, была проведена в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Общая сумма нарушений составила 98,0 млн. рублей. Из общей суммы нарушений 92,0 млн. рублей были израсходованы министерством с нарушением требований Гражданского кодекса РФ в части соблюдения сроков перечисления муниципальным образованиям средств, поступивших из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также средств областного бюджета. Кроме того, 5,0 млн. рублей на конец отчетного периода остались нераспределёнными.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности ГОУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» за 2012 год сумма установленных нарушений составила 14,0 млн. рублей, в том числе неэффективное использование бюджетных средств – 9,5 млн. рублей. Так, учреждением не были выполнены отдельные показатели государственного задания, на реализацию которого ему выделялись субсидии из областного бюджета; штатное расписание учреждения составлялось без учета реальной потребности в кадровом составе; установлены случаи проведения платных семинаров, проводимых за счет средств областного бюджета.

Также установлено, что в поверяемом периоде у учреждения отсутствовала лицензия на ведение образовательной деятельности по месту нахождения центра. В результате были допущены незаконные расходы в сумме 4,0 млн. рублей.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности ГАУК «Саратовский областной центр народного творчества» за 2012 год определила нарушения на сумму 4,7 млн. рублей.

Так, в результате использования части субсидии на цели, непредусмотренные условием ее предоставления, а именно на приобретение подарков для детей творческих коллективов учреждения, нецелевое использования средств областного бюджета составило 24,5 тыс. рублей.

В ходе проверки установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 4,6 млн. рублей в результате формирования штатного расписания учреждения на 2012 год без учета фактической потребности в кадровом составе.

Проверка использования средств, выделенных юридическим лицам в форме субсидий на возмещении затрат, связанных с обнародованием (официальным опубликованием) правовых актов и иной официальной информации органов государственной власти Саратовской области за период 2012 год – 9 месяцев 2013 года, установила факты несвоевременного перечисления министерством информации и печати Саратовской области денежных средств получателям субсидии на сумму 1,4 млн. рублей.

В комитете по обеспечению деятельности мировых судей Саратовской области была проведена проверкаиспользования средств областного бюджета, выделенных на реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий для размещения мировых судей за период 2009 – 2012 годы. Контрольное мероприятие установило завышение стоимости сводного сметного расчета на 8,3 млн. рублей. Причины: применение завышенного индекса изменения сметной стоимости работ, завышение стоимости присоединения к электрическим сетям, включение в проект капитального ремонта объекта работ, непредусмотренных заданием застройщика. Фактически на момент проверки данные работы не выполнялись, контракт на их проведение не заключался, и расходы не производились.

Проверка использования средств областного дорожного фонда в части предоставления и использования субсидии на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, проведенная в администрации Федоровского муниципального района, установила нецелевое использование бюджетных средств в сумме 4,7 млн. рублей. Средства субсидии были израсходованы на проектирование дороги к населенному пункту, имеющему круглогодичную связь с сетью автомобильных дорог общего пользования, а, следовательно, не в соответствии с условием предоставления денежных средств.

При проверке исполнения бюджета Петровского муниципального района за период 2011 год – январь 2013 года сумма выявленных нарушений составила 59,9 млн. рублей.

Установлено, что межбюджетные трансферты на выполнение государственных полномочий и полномочий органов местного самоуправления в размере 8,9 млн. рублей были переданы из муниципального образования г. Петровск и израсходованы администрацией Петровского муниципального района в отсутствие правовых оснований.

Бюджетные средства в сумме 19,4 млн. рублей не были своевременно направлены на финансирование расходов по ряду муниципальных целевых программ, а также на оплату заключенных муниципальных контрактов.

Неэффективное использование бюджетных средств выявлено в сумме 9,4 млн. рублей. Так, в проверяемом периоде, в нарушение постановления администрации Петровского муниципального района «Об оптимизации бюджетных расходов», были увеличены расходы бюджета на 8,1 млн. рублей. Также установлено, что администрацией не были своевременно предоставлены приобретенные для переселения граждан из аварийного жилья квартиры на сумму 1,3 млн. рублей.

При проверке исполнения бюджета Ртищевского муниципального района за 2012 год сумма выявленных нарушений составила 3,5 млн. рублей.

При проверке отдела по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Ртищевского муниципального района, было установлено нарушение требований действующего законодательства и нормативных правовых актов Ртищевского муниципального района, регламентирующих порядок передачи муниципального имущества в аренду и определяющих расчет арендной платы. В результате сумма заниженной арендной платы за пользование муниципальным имуществом составила 0,5 млн. рублей.

Неэффективное использование бюджетных средств в сумме 0,3 млн. рублей было установлено в администрации Ртищевского муниципального района. В рамках проводимого конкурса на получение гранта по МЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ртищевском муниципальном районе на 2012-2014 годы», предпринимателю были предоставлены денежные средства в размере 0,3 млн. рублей на проведение мероприятий и приобретение имущества по виду деятельности, не относящегося к приоритетным видам деятельности, указанным в Программе.

При проверке использования средств, поступивших в 2012 году от государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в отделе по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево было установлено нарушений на сумму 2,8 млн. рублей.

Так, при проведении капитального ремонта, денежные средства в сумме 0,2 млн. рублей были израсходованы на работы, не входящие в перечень работ, относящихся к капитальному ремонту и утвержденных Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», что является нецелевым использованием бюджетных средств.

С нарушением требований законодательства были израсходованы денежные средства в сумме 0,8 млн. рублей. При выполнении работ по замене кровли в домах были выполнены и оплачены работы по полной замене стяжки, однако методическими рекомендациями по формированию состава работ по капитальному ремонту предусмотрен только ремонт стяжки для кровельного покрытия, оплата которого производится по иной расценке.

Также были установлены факты оплаты невыполненных работ, непоставленных материалов, завышения сметной стоимости работ и завышения стоимости материалов. Сумма избыточных расходов составила в общей сложности 1,7 млн. рублей.

По результатам проверки Счетной палаты исполнения местного бюджета Ртищевского муниципального района решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области администрация Ртищевского муниципального района была признана нарушившей Федеральный закон «О защите конкуренции». В процессе рассмотрения дела, неправомерно сданные в аренду помещения, находящиеся в муниципальной собственности, были освобождены.

При проверке исполнения бюджета Пугачевского муниципального района за 2012 год сумма выявленных нарушений составила 92,7 млн. рублей.

При проверке администрации Пугачёвского муниципального района установлено нарушение условий расходования предоставленных из областного бюджета субсидий на проектирование и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения в сумме 4,2 млн. рублей в части обязательности осуществления софинансирования за счет средств местного бюджета. Кроме того, часть средств субсидии в сумме 3,9 млн. рублей израсходована на оплату работ, выполненных не в полном объеме и ненадлежащего качества.

Денежные средства в сумме 0,7 млн. рублей были израсходованы на выплату премии муниципальным служащим администрации района при отсутствии экономии фонда оплаты труда, что привело к образованию кредиторской задолженности по заработной плате на конец года.

При выполнении муниципального контракта на сумму 0,8 млн. рублей администрацией Пугачевского муниципального района были неправомерно приняты и оплачены выполненные работы, непредусмотренные контрактом.

Проверка финансового управления администрации Пугачевского муниципального района показала неэффективное использование бюджетных средств в сумме 0,3 млн. рублей, сложившееся в результате начисленных пеней за несвоевременное перечисление налогов в бюджеты и перечислению по страховым взносам во внебюджетные фонды получателями средств бюджета Пугачевского муниципального района вследствие недостаточного контроля со стороны финансового управления.

Также было установлено, что при составлении проекта бюджета на 2012 год финансовое управление Пугачевского муниципального района допустило завышение плановых показателей доходов бюджета на сумму 51,2 млн. рублей в связи с ошибочно произведенным расчетом стоимости муниципального имущества, подлежащего приватизации.

При проверке МУ «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Пугачевского муниципального района» было выявлено, что оплата работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в г. Пугачеве за счет бюджетных средств на общую сумму 13,3 млн. рублей произведена с нарушением требований Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Кроме того установлено, что субсидии в сумме 17,3 млн. рублей, выделенные бюджетам трех муниципальных образований Пугачевского муниципального района в рамках реализации федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», израсходованы в 2012 году с нарушением порядка и условий их предоставления.

Сумма нарушений, выявленных при проверке исполнения бюджета Марксовского муниципального района за 2012 год, составила 150,0 млн. рублей.

В администрации Марксовского муниципального района полученная субсидия на проектирование и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения была израсходована на дорогу, не соответствующую условиям предоставления данной субсидии. Нецелевое использование бюджетных средств составило 1,8 млн. рублей.

Также были установлены нарушения при осуществлении муниципальных закупок на сумму 3,7 млн. рублей. Так, администрацией было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту, содержащее изменение существенных условий контракта; производилась оплата по контрактам при невыполнении исполнителем в полном объеме своих обязательств.

Проверка показала, что полученные муниципальным образованием субвенции из областного бюджета на исполнение Закона Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО в сумме 42,0 млн. рублей были израсходованы с нарушением, без составления муниципального задания учреждению здравоохранения на выполнение муниципальных услуг.

При проверке реализации областных целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период 2020 года» в Марксовском муниципальном районе, были установлены случаи оплаты за невыполненные работы и не использованные материалы. В результате ущерб областному бюджету составил 7,5 млн. рублей.

Анализ результатов исполнения областной целевой программы «Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009 – 2013 годы» на территории Марксовского муниципального района показал неэффективное использование бюджетных средств в сумме 85,7 млн. рублей. Начатые работы по объекту «Берегоукрепление участка Волгоградского водохранилища в районе г. Маркса Саратовской области» в срок завершены не были, цели и задачи программы, в том числе по созданию благоприятной окружающей среды для жителей области, не достигнуты.

3. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

В 2013 году Счетная палата проводила экспертизы и принимала участие в обсуждении проектов законов Саратовской области, находящихся на рассмотрении областной Думы, в части, касающейся расходных обязательств и государственных программ области, внося свои предложения как устно, так и письменно в рамках деятельности рабочих групп и заседаний комитетов Саратовской областной Думы. Всего за отчетный период Счетной палатой подготовлено 54 экспертных заключения на законопроекты. Замечания и предложения Счетной палаты учтены в 14 случаях.

В рамках исполнения полномочий по осуществлению финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ области, Счетная палата подготовила 20 заключений, содержащих в общей сложности 126 замечаний на проекты нормативных правовых актов. Всего учтено 101 замечание Счетной палаты.

Кроме того, по обращению региональных органов исполнительной власти Счетная палата подготовила 2 заключения на иные правовые акты Правительства Саратовской области.

В целях устранения и предупреждения выявленных нарушений, а также совершенствования бюджетного законодательства области, на основе замечаний и предложений Счетной палаты области в 2013 году были внесены изменения в следующие действующие нормативные правовые акты:

– Закон Саратовской области «О бюджетном процессе в Саратовской области»: дополнен пунктом о включении в проект закона об областном бюджете перечня и кодов главных администраторов доходов местных бюджетов, администрируемых органами государственной власти области;

– Закон Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области»: статус руководителей и инспекторов муниципальных контрольно-счетных органов области приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства;

– Закон Саратовской области «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области»: внесены изменения в методику расчета субвенций на организацию оказания медицинской помощи населению

– «Положение о порядке принятия решений о разработке государственных программ Саратовской области, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Саратовской области»: был предусмотрен порядок направления в Счетную палату области проектов государственных программ области для проведения экспертизы;

Кроме того, по инициативе Счетной палаты области было принято постановление Правительства «Об утверждении положения о порядке формирования и утверждения списков граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов-получателей социальных выплат, а также выдачи им свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в Саратовской области».

В соответствии с Законом Саратовской области от 16.01.2008 г. № 3-ЗСО «О бюджетном процессе в Саратовской области», Счетной палатой проведена внешняя проверка отчета «Об исполнении областного бюджета за 2012 год».

По результатам проведенной проверки установлено, что сумма привлеченных в 2012 году заимствований превысила предельный объем заимствований субъекта Российской Федерации, установленный Бюджетным кодексом РФ на 331,6 млн. рублей, а фактически сложившийся объем государственного внутреннего долга области превысил верхний предел государственного внутреннего долга области на 14,7 млн. рублей.

Результаты проведенной внешней проверки исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2012 году свидетельствуют об исполнении в целом закона о бюджете ТФОМС с соблюдением основных требований бюджетного законодательства РФ.

Вместе с тем установлено несоблюдение требований Закона Саратовской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области на 2012 год» в части формирования нормированного страхового запаса в размере 600,0 млн. рублей. По состоянию на 01 января 2012 года его размер составил 232,5 млн. рублей. Замечание, вынесенное по результатам проверки, было учтено, нормированный страховой запас на 2013 год сформирован в полном объеме.

В заключении на проект закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» отмечено превышение предельного объема заимствований области на 200,0 млн. рублей, что является нарушением ст. 106 Бюджетного кодекса РФ. В принятом Законе области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» данное замечание было учтено.

4. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ КОНТРОЛЬНЫХ И ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в 2013 году Счетной палатой было выявлено финансовых нарушений, подлежащих устранению на сумму 738,0 млн. рублей, из них подлежащих восстановлению в бюджет – 171,0 млн. рублей.

К концу отчетного года проверяемыми организациями были приняты меры по устранению финансовых нарушений на сумму 648,0 млн. рублей, из них восстановлено в бюджет – 80,0 млн. рублей.

Объект и цель проверки Вид нарушения Объем финансовых нарушений, тыс. руб. Восстановлено в бюджет, тыс. руб.
Суммы финансовых нарушений, подлежащих восстановлению в бюджет
ГОУ ДПО «Саратовский областной учебно-методический центр» (проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2012 год) нецелевое использование бюджетных средств (организация мероприятия, непредусмотренного сметой расходов) 10,30 10,30
ГУК «Областная универсальная научная библиотека» (проверка реализации ОЦП «Развитие культуры» на 2009-2012 годы») не взыскание предусмотренной государственным контрактом неустойки 694,00 694,00
ГАУК «Саратовский областной центр народного творчества» (проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2012 год) нецелевое использование бюджетных средств (организация мероприятий, непредусмотренных условиями предоставления субсидии) 24,50 24,50
Администрации Федоровского и Марксовского муниципальных районов (проверка использования субсидии, выделенной на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования) нецелевое использование бюджетных средств (направление субсидий на строительство автомобильных дорог, не соответствующих условиям предоставления субсидии) 6 536,08 6 536,08
Управление делами Правительства Саратовской области (реализации ОЦП «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы») нецелевое использование бюджетных средств (средства выделенные по ОЦП на приобретение оборудования, были потрачены на покупку мебели) 2 511,80 2 511,80
Комитет здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по здравоохранению администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, управление здравоохранения администрации Вольского муниципального района Саратовской области, МКУ «Дирекция по организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения Балаковского муниципального района» (проверка субвенций, выделенных на осуществление полномочий в соответствии с Законом Саратовской области от 12.12.2011 г. № 188-ЗСО) нецелевое использование бюджетных средств (перечисление субвенций медицинским учреждениям, которые не оказывали гражданам медико-санитарную помощь ни по одному из видов медицинской помощи, предусмотренных данным Законом № 188-ЗСО) 67 431,10 67 431,10
МУ «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Пугачевского муниципального района» (проверка исполнения бюджета Пугачевского муниципального района) оплата завышенных объемов работ 84,90 13,66
Комитет общественных связей и национальной политики Саратовской области (реализации ОЦП «Развитие институтов гражданского общества и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области» на 2010-2012 годы) нецелевое использование бюджетных средств (предоставленные некоммерческим организациям субсидии на реализацию общественных проектов в рамках ОЦП, направлены на цели, непредусмотренные конкурсными заявками) 86,83 86,83
Министерство сельского хозяйства области (реализация ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года») социальная выплата произведена в завышенных размерах 40 045,50 2 701,00
Отдел по имуществу и земельным отношениям администрации МО г. Ртищево (проверка использования средств, поступивших от Фонда содействия реформирования ЖКХ) оплата невыполненного объема работ 846,90  
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (проверка средств, выделенных на государственную поддержку кадрового потенциала агропромышленного комплекса Саратовской области в 2012-2013 годах) неправомерное предоставление единовременных выплат 200,00  
Министерство сельского хозяйства Саратовской области (реализация ОЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы») нарушение порядка и условий предоставлений субсидий 52 029,38  
Администрация Декабристкого муниципального образования Ершовского муниципального района (реализация ОЦП «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы) оплата невыполненного объема работ 15,00  
Администрация Кушумского муниципального образования Ершовского муниципального района (реализация ОЦП «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы) оплата невыполненного объема работ 20,40  
Итого к восстановлению: 170 536,69 80 009,27
Финансовые нарушения, подлежащие устранению
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета ТФОМС за 2012 год нормированный страховой запас не сформирован в установленном размере 367 496,80 367 496,80
Заключение на проект закона Саратовской области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» превышение предельного объема заимствований области 200 000,00 200 000,00
Итого к устранению: 567 496,80 567 496,80
ИТОГО финансовые нарушения, подлежащие устранению и восстановлению в бюджет 738033,49 647 506,07

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

По материалам отдельных контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2013 году, были возбуждены 8 уголовных дел:

1. По результатам проверки законности получения социальных выплат на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года» в Татищевском муниципальном районе Саратовской области ГУ МВД РФ по Саратовской области возбуждены два уголовных дела в отношении граждан по статье «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ. Расследование уголовных дел продолжается.

2. По результатам проверки законности получения социальных выплат на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года» в Саратовском муниципальном районе Саратовской области ГУ МВД РФ по Саратовской области возбуждены четыре уголовных дела в отношении граждан по статье «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ. Расследование уголовных дел продолжается.

3. По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия в рамках совместной с ГУ МВД РФ по Саратовской области проверки законности выплаты гражданам государственной помощи на возмещение процентов по ипотечным кредитам в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области возбуждено уголовное дело в отношении гражданина по статье «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ. Расследование уголовного дела продолжается.

4. По результатам проведенного экспертно-аналитического мероприятия по материалам проверки УЭБиПК МВД Балаковского района о незаконном получении денежных премий начальником комитета финансов Балаковского муниципального района в 2011 году возбуждено уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий» Уголовного кодекса РФ. Расследование уголовного дела продолжается.

Одним из факторов повышения результативности контрольных мероприятий Счетной палаты является взаимодействие с правоохранительными органами.

Правоохранительным органам в 2013 году направлены материалы по 26 контрольным и экспертно-аналитическим мероприятиям для принятия соответствующих мер, в том числе в прокуратуру области, Следственное управление Следственного комитета РФ по Саратовской области и в подразделения ГУ МВД России по Саратовской области по следующим объектам проверок:

– администрация Александрово-Гайского муниципального района Саратовской области (использование средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года» за период 2009-2012 гг.)

В отношении трех бывших руководящих работников администрации района следователем вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, 21.01.2014 года данное постановление отменено и проверка продолжается;

– администрация Марксовского муниципального района Саратовской области (исполнение бюджета Марксовского муниципального района Саратовской области за период 2012 год; использование бюджетных средств на реконструкцию систем водоснабжения в с. Михайловка, с. Липовка, с. Сосновка Марксовского муниципального района в рамках реализации ОЦП «Социальное развитие села до 2013 года» за период 2008-2011 годы). Бывший руководитель муниципального органа привлечен к административной ответственности в виде штрафа. По фактам нарушений при подрядных работах назначено строительно-техническое исследование объектов Экспертно-криминалистическим центром ГУ МВД России по Саратовской области, после чего процессуальная проверка будет продолжена;

– администрация Пугачевского муниципального района Саратовской области, финансовое управление администрации Пугачевского муниципального района, МУ «Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления и муниципальных учреждений Пугачевского муниципального района» (проверка исполнения бюджета Пугачевского муниципального района» за 2012 год). Пугачевский межрайонный прокурор по фактам нарушений внес в администрацию района представление об их устранении;

– администрация Федоровского муниципального района Саратовской области (использование средств областного дорожного фонда в части предоставления и использования субсидии на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования за 2012 год). Следователем СУ СК России по Саратовской области вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления;

– комитет капитального строительства Саратовской области (использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной адресной инвестиционной программы в 2007-2011 годах по объекту «Сооружение инженерной защиты, г. Хвалынск»). В ходе процессуальной проверки ГУ МВД России по Саратовской области была проведена строительно-техническая экспертиза ФГУ «Главэкспертиза России», по результатам которой причиненный ущерб и допущенные нарушения не нашли подтверждения;

– министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию областной целевой программы «Обеспечение населения Саратовской области питьевой водой на 2011-2015 годы» за 2011-2013 годы). В ходе процессуальной проверки сотрудниками ГУ МВД области в январе 2014 года было назначено строительно-техническое исследование объектов. Информация о дальнейшем ходе рассмотрения материалов не поступала;

– министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (проверка предоставления социальных выплат и жилых помещений гражданам, отселенным из аварийного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Перспективная, д. 10Б) Информация о рассмотрении материалов не поступала;

– министерство здравоохранения Саратовской области, комитет здравоохранения администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет здравоохранения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, управление здравоохранения администрации Вольского муниципального района, МКУ «Дирекция по организации деятельности муниципальных учреждений здравоохранения Балаковского муниципального района» (исполнение Закона Саратовской области от 12.12.11 г. № 188-ЗСО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Саратовской области» за период 2012 год). По результатам проверки, проведенной УЭБ и ПК ГУ МВД России по Саратовской области, поступила информация об отсутствии в действиях должностных лиц министерства здравоохранения области признаков уголовно-наказуемых деяний. По фактам неправомерного использования бюджетных средств органами местного самоуправления процессуальная проверка продолжается следственным управлением СК России по Саратовской области;

министерство сельского хозяйства Саратовской области (использование бюджетных средств, выделенных из областного бюджета на реализацию ОЦП «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Саратовской области на 2010-2015 годы»). В отношении должностных лиц министерства и организаций-получателей субсидий проводится процессуальная проверка сотрудниками ГУ МВД РФ по Саратовской области;

– министерство сельского хозяйства Саратовской области (проверка вопроса погашения задолженности сельхозтоваропроизводителей перед министерством сельского хозяйства Саратовской области, а также возможность ее судебного взыскания или списания в соответствии с действующим законодательством). По результатам проведенной проверки принято решение о недостаточности документов и невозможности установления виновных в утрате документов;

– отдел по имуществу и земельным отношениям администрации муниципального образования г. Ртищево (использование средств, поступивших в 2012 году от государственной корпорации – Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда). По поручению Ртищевской межрайонной прокуратуры органами внутренних дел проводится доследственная проверка;

– управление делами Правительства Саратовской области, министерство по делам территориальных образований Саратовской области (использование средств областного бюджета, выделенных на реализацию ОЦП «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2009-2012 годы» за период 2010-2012 годы). По результатам рассмотрения материалов следственным отделом по Волжскому району СУ СК РФ по Саратовской области вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления;

– управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства и связи администрации Саратовского муниципального района (использование средств областного бюджета, выделенных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации федеральной и областной целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года» за период 2009-2012 годы). В июне 2013 года по фактам мошеннических действий были возбуждены уголовные дела в отношении 4-х жителей Саратовского района, один из которых приговором Ленинского районного суда г. Саратова 25.08.2013 г. признан виновным. В отношении остальных граждан следствие продолжается.

По результатам проведенных Счетной палатой области экспертно-аналитических мероприятий в правоохранительные органы были направлены следующие заключения:

– заключение по вопросам правомерности получения дополнительных премий в 2011 году руководителем финансового органа администрации Балаковского муниципального района. По признакам присвоения (растраты) 28.06.2013 г. в отношении данной гражданки было возбуждено 3 уголовных дела, которые затем были соединены в одном производстве. 27.01.14 г. из этого производства были выделены три уголовных дела по признакам превышения полномочий. Расследование продолжается;

– заключение по вопросам исследования документов на предмет обоснованности начисления и выплат компенсаций по возмещению части процентов по полученным ипотечным кредитам в рамках социальных программ министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области за 2009 -2012 годы. В отношении одного гражданина-получателя возбуждено уголовное дело по факту мошенничества, по двум гражданам продолжается проверка, в отношении одного принято решение об отсутствии признаков состава преступления;

– заключение по проверке соблюдения Правительством области предельного размера государственного долга Саратовской области по состоянию на 01.01.2013 г. на основе отчета Правительства области об исполнении областного бюджета за 2012 год. Заключение направлено в прокуратуру области, принято к сведению;

– заключение по проверке соблюдения Правительством Саратовской области требований бюджетного законодательства и Закона Саратовской области от 25.11.2011 г. № 170-ЗСО «Об областном дорожном фонде» при формировании дорожного фонда области в 2012 году. Заключение направлено в прокуратуру области, принято к сведению.

Счетной палатой области материалы проверок направляются в правоохранительные органы при установлении различных нарушений законодательства, позволяющих лишь предположить наличие признаков состава преступления. Поскольку полномочия Счетной палаты не позволяют достоверно установить все признаки состава преступления, в большинстве случаев проверки правоохранительных органов, хотя и подтверждают факты тех или иных нарушений законодательства, устанавливают отсутствие в них уголовно-наказуемых деяний.

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В июле 2013 года по инициативе Счетной палаты области был создан Совет контрольно-счетных органов Саратовской области. Помимо Счетной палаты Саратовской области в Совет вошли представители 26 контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

В рамках работы Совета контрольно-счетных органов предусматривается внедрение единых стандартов финансового контроля и аудита эффективности расходов бюджетов на территории области; проведение совместных контрольных мероприятий, используя механизм проверки использования бюджетных средств «сквозным» порядком: от единого счета областного бюджета до конечного получателя бюджетных средств местного бюджета; обмен информацией; передача практических навыков и опыта между органами внешнего финансового контроля муниципальных образований; совместное обсуждение наиболее сложных вопросов, возникающих при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2013 году была начата реализация одной из целей создания Совета – проведение совместных с муниципальными контрольно-счетными органами контрольных мероприятий. Так, была проведена проверка законности использования средств, поступивших в 2012 году от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда совместно с контрольно-счетными органами Аткарского, Балаковского, Вольского, Калининского и Озинского муниципальных районов.

В рамках Совета созданы постоянно действующие комиссии по правовому и методическому обеспечению деятельности Совета контрольно-счетных органов Саратовской области.

В ежедневной работе сотрудниками Счетной палаты оказываются консультации коллегам из контрольно-счетных органов муниципальных образований по вопросам, возникающим в ходе проверок, предоставляются методическая помощь и правовая информация.

Приложение 1

Приложение 2

Источник: официальный сайт Счетной палаты Саратовской области


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.04.2021, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

20.04.2021, вторник, 14:00, парламентский центр

Рабочее совещание по вопросу предоставления субсидии частным образовательным организациям из бюджета Саратовской …

Комитет по социальной политике

21.04.2021, среда, 09:00

Работа над законопроектами


Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

19.04.2021, понедельник, 09:00

Работа над законопроектами

20.04.2021, вторник, 14:00, парламентский центр

Рабочее совещание по вопросу предоставления субсидии частным образовательным организациям из бюджета Саратовской …

Комитет по социальной политике

21.04.2021, среда, 09:00

Работа над законопроектами