Выступление Председателя Саратовской областной Думы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня
В Саратовской области инвесторам, поставленным на налоговый учет на территории нашего региона, предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Все конкретные меры перечислены в региональном законе, который так и называется «О режиме наибольшего благоприятствования для инвесторов в Саратовской области».
Организации–инвесторы, которые ведут деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики области и осуществляют капитальные вложения в расположенные на территории региона основные средства (в размере не менее 50 миллионов рублей,
– освобождение от уплаты транспортного налога (Закон Саратовской области от 25.11.2002 г.
Региональным законом
4. Льготы по налогу, установленные подпунктом «з» пункта 1 настоящей статьи, предоставляются вновь создаваемым
В целях применения настоящего Закона приоритетными направлениями развития экономики области являются следующие виды экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
обрабатывающие производства;
строительство;
транспорт и связь;
здравоохранение и предоставление социальных услуг;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
добыча полезных ископаемых.
Основанием для предоставления льготы по налогу является письменное заявление инвестора в соответствующий налоговый орган с приложением копий следующих документов:
а) регистрационных документов на транспортное средство;
б) инвестиционного проекта;
в) бухгалтерской отчетности.
Понятия «капитальные вложения», «инвестор» и «инвестиционный проект», используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в котором они определены Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». С того времени никакие другие изменения, затрагивающие
– снижение ставки налога на прибыль организации в части, зачисляемой в региональный бюджет, с 18% до 13,5% (Закон Саратовской области от 01.08.2007 г.
27 декабря 2013 года региональным законом
– снижение ставки налога на имущество c 2,2% до 0,1% (Закон Саратовской области от 24.11.2003 г.
Инвесторы были учтены в редакции закона от 01.10.2004
а) созданное (приобретенное) в результате реализации инвестиционного проекта организацией, осуществившей капитальные вложения в размере более 50 миллионов рублей в основные производственные фонды, расположенные на территории области, – в течение трех налоговых периодов.
б) приобретенное как имущественный комплекс в рамках инвестиционного проекта в ходе процедур несостоятельности (банкротства): внешнего управления, конкурсного производства, – в течение одного налогового периода.
В 2007 году (
Общий объем налоговых льгот в 2013 году составил 1537,5 млн. рублей (3,6 процента от налоговых доходов областного бюджета), в том числе 827,6 млн рублей по организациям, финансируемым из областного бюджета.
Налог на имущество организаций
В 2013 году 24 организации, осуществившие капитальные вложения в новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, воспользовались установленной областным законодательством льготой по налогу на имущество организаций в форме снижения ставки. Объем предоставленных льгот по данной категории плательщиков составил 491,0 млн рублей.
Указанная льгота считается эффективной и формирующей благоприятный инвестиционный климат в Саратовской области и способствует привлечению инвестиционных ресурсов.
Министерством экономического развития и инвестиционной политики Саратовской области была проведена оценка бюджетной эффективности предоставленных преференций по двум организациям (ОАО «Саратовстройстекло», ОАО «Завод металлоконструкций»), которые применяют пониженную ставку налога на имущество организаций в течение пяти лет.
Коэффициент бюджетной эффективности:
ОАО «Саратовстройстекло» равен 3,75;
ОАО «Завод металлоконструкций» 46,44.
Остальные организации (ООО «Отдых 2010», ЛИГАТУРА ЗАО МФ, Торговый дом ТЦ Поволжье ОАО, ООО «Балаковские минеральные удобрения», «Приволжская железная дорога» Филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги», ООО ДСК Грас – Саратов, ОАО «БРТ», ООО «МакПром», ООО «Балэнергомаш», ООО «АСТЭК – АТЦ», ОАО Роберт Бош Саратов, ООО «Нефтесклад № 1», ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково», филиал ООО «Хенкель Рус», ООО «Диалл – Альянс», ООО «Икар», ООО «РАМФУД – Поволжье», ОАО Саратовский НПЗ, ООО «ЕПК – Бренко Подшипниковая Компания», ООО Завод ЖБК 1, ЗАО «Жировой комбинат», ЗАО РБП) используют предоставленную налоговую льготу на протяжении одного, двух налоговых периодов, в связи с чем коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот не рассчитывался.
Также, 42 организации, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку, получили льготу в сумме 76,8 млн рублей.
Транспортный налог
Юридическим лицам льготы по транспортному налогу предоставлены в размере 7,5 млн рублей.
По транспортным средствам, приобретенным в рамках реализации инвестиционного проекта, льгота в сумме 1,6 млн. рублей предоставлена 3 организациям – ООО «АСТЭК – АТЦ», ЗАО РБП, ЗАО «Северсталь – Сортовой завод Балаково». Льгота по уплате транспортного налога применяется предприятиями в течение двух налоговых периодов.
Налог на прибыль организаций
По налогу на прибыль организаций налоговая льгота заявлена ООО «Хенкель Рус»в размере 53,9 млн.рублей в связи с осуществлением инвестиционной деятельности.
После вступления в силу Федерального закона «Об основах
Региональная власть активно изучает опыт реализации совместных с бизнесом проектов. Уже есть примеры положительного взаимодействия. Так, введен в эксплуатацию центр диализа Саратовского филиала ООО «Фрезениус Нефрокеа» (объем инвестиций – около 150 млн рублей); ЗАО «Управление отходами» реализует инвестиционный проект по созданию системы переработки ТБО (объем инвестиций – около 1 млрд 640 млн рублей); а предприятие «
Реализация проекта по строительству нового аэропортового комплекса «Центральный» г. Саратова предусматривает:
– за счет средств федерального бюджета (почти 7 млрд рулей.): строительство искусственной
– за счет средств бюджета Саратовской области (порядка 4,8 млрд рублей – сумма будет уточнена в октябре): строительство линейных объектов
В настоящее время за счет средств областного бюджета проведены работы по выбору площадки под строительство нового аэропорта (4,7 млн. руб.), проведены мероприятия по выкупу земельных участков (49,9 млн.руб.), разработана
– за счет частных инвестиций (порядка 6,3 млрд рублей – сумма будет уточнена в октябре): строительство аэровокзального комплекса внутренних и международных авиалиний и объектов
В целях улучшения деловой среды в Саратовской области внедрен разработанный «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Для обеспечения информационной открытости и доступа к полной и актуальной информации об инвестиционном, инфраструктурном и ресурсном потенциале создан Инвестиционный портал Саратовской области (http://invest.saratov.gov.ru/). Однако предпринимаемых мер, конечно, недостаточно. Сегодня мы работаем над решением ряда проблем.
Одна из них – инфраструктурная. Около 90 (более 80?) процентов дорог региона не соответствуют нормативным требованиям. Текущее положение консолидированного бюджета Саратовской области не позволяет в достаточной мере проводить финансирование строительства новых объектов и модернизацию существующих за счет бюджетных средств. Конечно, к примеру, мы запланировали в 2015 году выделить на дорожное хозяйство почти в два раза больше денег, чем направлялось в последние несколько лет, однако кардинальных и быстрых изменений не произойдет. В такой ситуации для преодоления инфраструктурных ограничений в регионе мы рассматриваем механизмы
Также негативно на инвестиционной активности сказывается отставание в развитии системы обеспечения магистральных газопроводов и газораспределительных пунктов. Практически все имеющиеся резервы исчерпаны. Сегодня ведутся переговоры о расширении двух газораспределительных сетей. Это позволит решить проблему.
Вместе с тем, по данным аналитического обзора РИА Рейтинг, производство электроэнергии в 1-м квартале 2014 года в нашем регионе составило почти 10 607 млн. кВ.ч. Тогда как потребление энергии – всего лишь 3561 млн. кВ.ч. В рейтинге энергодостаточности по итогам первого квартала 2014 года Саратовская область на втором месте в РФ. То есть проблем с обеспечением новых предприятий электроэнергией у нас нет.
Несмотря на все предпринимаемые меры, сохраняются достаточно высокие административные издержки. Это длительность процедур прохождения государственной экспертизы
И, наконец, информационное поле региона. Некоторые средства массовой информации занимают последовательную критиканскую позицию по отношению к региональной власти. Соответственно, в своих материалах они представляют негативный имидж области, что сказывается на мнениях потенциальных инвесторов о проблематичности ведения бизнеса в нашей губернии.
Несмотря на это, Саратовская область в инвестиционном рейтинге за 2013 год, подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА», попадает в самую многочисленную группу российских регионов. В этой группе область находится последние три года. В прошлом году по показателю риска область занимала 53 место, по потенциалу – 25 место (в 2012 году – 29 и 21 места соответственно). Среди частных инвестиционных потенциалов, используемых при определении рейтинга, лидируют наиболее значимые для инвесторов трудовой и институциональный (17 и 20 места соответственно). То есть, Саратовская область не хуже большинства регионов страны. Разумеется, это не та оценка, к которой мы стремимся.