САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Ближайшие мероприятия:

16.04.2024, вторник, 11:00, зал заседаний

Заседание комитета

Комитет по информационной политике

16.04.2024, вторник, 12:00, зал заседаний

Заседание комитета

Комитет по промышленности и инвестиционной политике

16.04.2024, вторник, 14:00, зал заседаний

Заседание комитета

Комитет по вопросам жилищной, строительной и коммунальной политики

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Информация о работе Саратовской областной Думы первого созыва (1994 – 1997 годы)

Выборы депутатов Саратовской областной Думы первого созыва прошли в условиях формирования законодательной базы на федеральном уровне. Порядок избрания региональных органов в этот период регулировался Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 года № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа».

На основании этих документов Временным комитетом было разработано Положение о выборах в Саратовскую областную Думу, утвержденное постановлением главы администрации области от 14 марта 1994 года.

Из-за создавшейся в России политической ситуации нормативное регулирование выборов производилось исполнительной, а не представительной властью. Пакет нормативных документов был утвержден главой областной администрации. В ходе подготовки выборной кампании в Положение о выборах в Саратовскую областную Думу вносились изменения и дополнения с учетом возникающих реалий. В последующие годы выборное законодательство как на федеральном, так и на местном уровнях было значительно усовершенствовано.

Выборы проводились по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе. Территория области была поделена на 25 одномандатных округов. Одновременно она представляла собой общеобластной избирательный округ, по которому избиралось десять депутатов на основе пропорционального представительства.

Областной избирательной комиссией право сбора подписей было предоставлено 16 избирательным объединениям. Из них необходимые 20 тысяч подписей (при этом в одном административно-территориальном образовании – районе, городе – не больше 2500 подписей) собрали только девять: областные организации «Демократический выбор», Демократическая партия России, Союз офицеров запаса, блок «За народовластие» (в него вошли Союз женщин России, ветераны, коммунисты и товаропроизводители), блок Явлинского, «Партия Российского единства и согласия», профсоюзы, Аграрная партия России и политическая организация «Саратовский земский союз». В девять общеобластных списков было включено 128 кандидатов в депутаты областной Думы.

По 25 одномандатным округам окружными избирательными комиссиями было зарегистрировано 137 кандидатов, каждый из которых собрал не менее трех процентов подписей в своем избирательном округе. Трое из них сняли свои кандидатуры по личным заявлениям, поэтому в избирательные бюллетени было включено 134 кандидата.

29 мая 1994 года было избрано 34 депутата Саратовской областной Думы. 24 из них – по одномандатным округам. По Балаковскому избирательному округу № 18 выборы были признаны не состоявшимися из-за неявки избирателей. Десять депутатов было избрано по партийным спискам. Преодолеть установленный пятипроцентный барьер сумели шесть избирательных объединений. Аграрии и блок «За народовластие» получили по три мандата, блок Явлинского, Демократическая партия России, Союз офицеров запаса и «Демократический выбор» – по одному.

Явка избирателей на избирательные участки в среднем по области составила 37,1 процента.

По одномандатным избирательным округам депутатами Саратовской областной Думы были избраны А.Ф.Акимов (Ершовский избирательный округ №  21), Ю.Н.Аксененко (Саратовский избирательный округ № 9), А.В.Асташкин (Заводской избирательный округ № 7 г.Саратова), Н.П.Гришин (Балашовский избирательный округ № 11), А.А.Громов (Ртищевский избирательный округ №  13), Н.П.Думчев (Ленинский избирательный округ № 1 г.Саратова), С.М.Каратышов (Балашовский избирательный округ № 12), Н.С.Макаревич (Энгельсский избирательный округ № 23), В.В.Малетин (Пугачевский избирательный округ № 19), В.В.Мальцев (Энгельсский избирательный округ №  24), В.Д.Малютин (Краснокутский избирательный округ № 22), П.А.Михеев (Петровский избирательный округ № 15), Е.В.Моторный (Фрунзенский избирательный округ № 4 г.Саратова), П.С.Новиков (Дергачевский избирательный округ № 20), В.М.Павлов (Энгельсский избирательный округ №  25), В.Ф.Рашкин (Кировский избирательный округ № 5 г.Саратова), В.Н.Санталов (Аткарский избирательный округ № 14), Н.Я.Семенец (Октябрьский избирательный округ № 6 г.Саратова), А.И.Соколов (Ленинский избирательный округ № 2 г.Саратова), Ю.А.Соседов (Лысогорский избирательный округ № 10), С.Б.Суровов (Волжский избирательный округ №  3 г.Саратова), А.М.Тимошок (Заводской избирательный округ № 8 г.Саратова), В.Д.Шапошников (Балаковский избирательный округ № 17), Э.Б.Янкевич (Вольский избирательный округ № 16).

По партийным спискам были избраны Б.З.Дворкин, А.Г.Кочетков, А.П.Харитонов (Аграрная партия России), А.А.Жаворонский (блок Явлинского), В.Н.Давыдов («Демократический выбор»), О.И.Карпов (Демократическая партия России), В.В.Шмаков, В.М.Боброва, Н.С.Солдатов (блок «За народовластие»), В.В.Володин (Союз офицеров запаса).

На первом, организационном, заседании Саратовской областной Думы, состоявшемся 17 июня 1994 года, Председателем Саратовской областной Думы был избран А.П.Харитонов.

Были избраны также заместители Председателя Саратовской областной Думы В.В.Володин, В.Ф.Рашкин, а также председатели думских комитетов: Б.З.Дворкин (комитет по бюджетно-финансовой политике, экономическому развитию и использованию собственности области), Н.П.Гришин (комитет по работе с территориями области, федеральным вопросам и международным связям), В.В.Мальцев (комитет по законности, борьбе с преступностью, безопасности и защите прав личности), В.М.Боброва (комитет по социальной политике и связям с общественными организациями), В.В.Малетин (комитет по науке, культуре, образованию и работе с молодежью), В.М.Павлов (комитет по охране здоровья и экологии).

Депутаты утвердили структуру аппарата областной Думы, состоявшую из шести отделов и бухгалтерии.

С первых дней деятельности областной Думы определились законотворческие приоритеты: работа над Уставом (Основным Законом) Саратовской области, проектами законов Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области», «О выборах в органы местного самоуправления», определение подходов к формированию областного бюджета на очередной финансовый год, а также законодательных основ развития экономики, разработка целевых программ для социальной сферы и оперативное решение наиболее значимых вопросов.

К работе в комитетах с самого начала стали привлекаться квалифицированные специалисты.

В числе первых нормативных правовых актов депутатами было принято постановление Саратовской областной Думы «О перечне первоочередных мер по выходу из чрезвычайного положения, сложившегося в сельском хозяйстве области». Были намечены также меры по поддержке малоимущих жителей области, предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью, налаживанию контроля за исполнением областного бюджета.

Уже с 1 июля в областной Думе начался прием граждан по личным вопросам.

Главным событием года для депутатов областной Думы стала подготовка Устава (Основного Закона) Саратовской области, который 23 сентября был принят в первом чтении и вынесен на обсуждение населением области.

В ходе широкого обсуждения Основного Закона области поступило около 500 предложений с изменениями и дополнениями.

Были получены официальные заключения от Государственной Думы, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственно-правового управления и организационно-правового отдела Управления по работе с территориями Администрации Президента Российской Федерации, прокуратуры Саратовской области.

Большую совместную с областной Думой работу по подготовке законопроекта вела областная администрация. Была создана согласительная комиссия по доработке проекта при сопредседательстве главы администрации Саратовской области и Председателя областной Думы. В состав этой комиссии наряду с депутатами областной Думы, представителями областной администрации вошли представители общественных, политических, других организаций и учреждений области.

На заседании областной Думы 15 декабря 1994 года Устав (Основной Закон) Саратовской области был принят практически единогласно (при одном воздержавшемся и одном отсутствовавшем депутатах). Но вступил в силу он в 1995 году, поскольку глава администрации области Ю.В. Белых подготовил заключение, содержащее более 80 поправок редакционного характера. На заседании областной Думы Ю. В. Белых выразил несогласие с окончательным принятием Устава, после чего обратился в Конституционный Суд Российской Федерации в целях проверки Основного Закона области на соответствие Конституции Российской Федерации.

В 1995 году важнейшим направлением деятельности областной Думы первого созыва явилась работа по формированию нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления.

28 апреля согласно статье 8 Конституции Российской Федерации, которой предписывалось создание на всей территории России органов местного самоуправления, были приняты Законы Саратовской области «О местном самоуправлении в Саратовской области» и «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». О необходимости такой формы управления говорилось и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

В соответствии с этими Законами Саратовской областной Думой было принято постановление о проведении выборов в органы местного самоуправления 17 сентября, но оно не было выполнено. Принятие Указа Президента Российской Федерации «Об основных принципах местного самоуправления в Российской Федерации» сделало очевидной необходимость приведения законов области по вопросам местного самоуправления в соответствие с федеральными нормативными правовыми актами.

На октябрьском заседании областной Думы вновь встал вопрос о времени проведения выборов в органы местного самоуправления. Называлась новая дата – 17 декабря, одновременно с выборами в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Но депутаты пришли к общему выводу, что «скороспелые» выборы могут оказаться «выборами ради выборов» из-за недостаточной организационной подготовки. Соответствующую нормативно-правовую базу еще только предстояло разработать.

Последовательность проведения предстоящих выборов была определена окончательно: сначала выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (17 декабря 1995 года), затем – Президента Российской Федерации (летом 1996 года), Губернатора области (летом 1996 года) и, наконец, в органы местного самоуправления (декабрь 1996 года).

Подготовка проекта областного бюджета на текущий год стала центральным вопросом думских заседаний. Для депутатов эта работа была непростой, не хватало опыта, понимания концептуальной и одновременно очень конкретной сути главного финансового документа области. Поэтому только 21 июня Закон Саратовской области «Об областном бюджете на 1995 год» был принят сразу в двух чтениях и введен в действие с момента его принятия.

Одновременно с утверждением областного бюджета остро встал вопрос о контроле за его исполнением, в связи с чем в ускоренном порядке была создана Счетная палата Саратовской области.

1996 год прошел под знаком выборов. В июле был переизбран на второй срок Президент России Б.Н.Ельцин. В сентябре был избран Губернатор области – Д.Ф.Аяцков. В декабре состоялись выборы депутатов представительных органов местного самоуправления.

Во многом благодаря именно депутатам областной Думы в регионе была своевременно создана демократическая структура местного самоуправления. Большая работа легла при этом на комитет областной Думы по работе с территориями области, федеральным вопросам и международным связям, возглавляемый Н.П.Гришиным.

Важно, что были вовремя разработаны нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов управления: Устав (Основной Закон) Саратовской области и примерный Устав муниципального образования, законы о выборах Губернатора области, депутатов областной Думы, референдумах в области, Правительстве области и другие.

Особенно эффективно областная Дума стала взаимодействовать с исполнительной властью после избрания Губернатором области Д.Ф.Аяцкова. Этому способствовало и то обстоятельство, что ряд депутатов первого созыва областной Думы были выдвинуты на высокие посты в Правительстве области. Это явилось признанием их профессиональной компетенции, свидетельством авторитета областной Думы в целом.

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам