САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

Мероприятия

Мероприятия, проводимые в Думе

Обновления
Объявления
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Выступление Председателя Саратовской областной Думы Владимира Капкаева на тему: «Семейная политика. Законодательное обеспечение (на примере Саратовской области)»

30.03.2016

Уважаемые Алсу Витальевна, Фарид Хайруллович, Валерий Васильевич!

Добрый день, коллеги, участники заседания!

Президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал: «Сильная социальная политика – это основа благополучия людей, а семья как главный институт общества играет важную роль в жизни каждого человека, в воспитании подрастающих поколений. Именно в семье мы должны видеть наше национальное достояние».

Рассмотрение этой темы на заседании Ассоциации считаю важным и актуальным.

Остановлюсь более подробно на некоторых мерах социальной поддержки семьи – приоритетном направлении реализации социальной политики Саратовской области. На территории региона проживают 312 тысяч семей, в которых воспитываются почти 445 тысяч несовершеннолетних детей – 17% от всего населения. 

В Саратовской области приняты и реализуются:

Концепция демографической политики,

Концепция семейной политики,

Концепция развития системы социального обслуживания населения,

Стратегия действий в интересах детей Саратовской области.

В настоящее время семьям с детьми осуществляется 19 видов различных денежных выплат, из них 9 видов выплат –  за счет средств бюджета области. Ежегодно на поддержку семей с детьми направляется  свыше 3 миллиардов рублей.

Самым массовым по числу получателей является ежемесячное пособие на ребенка, которое выплачивается малообеспеченным семьям на 180 тысяч несовершеннолетних детей. Размер пособия индексируется и сейчас составляет 365 рублей 13 копеек (до 01.12.2015 г. – 349,93 руб.). 

За счет средств областного бюджета беременные женщины, кормящие матери и дети до трех лет из малоимущих семей обеспечиваются бесплатным специализированным питанием.  В 2015-м году  такое питание получили более 29 тысяч человек.

Особое внимание мы уделяем поддержке и поощрению многодетных семей.  Их у нас почти 17 тысяч.  В год каждая малоимущая многодетная семья получает из областного бюджета денежные выплаты в среднем на сумму свыше 40 тысяч рублей.

В соответствии с региональным законом многодетным семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в области(за 4-й квартал на душу населения 7986 рублей), предоставляются:

денежные выплаты (1 186,47 руб.) на приобретение комплекта школьной и спортивной одежды, обуви на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении;

денежные выплаты (1107,3 руб.) на каждого ребенка, посещающего занятия в физкультурно-спортивных сооружениях.

Предусмотрено первоочередное получение бесплатных путевок в детские оздоровительные учреждения для детей в возрасте от семи до четырнадцати лет.

Независимо от уровня доходов каждая многодетная семья получает:

дополнительное единовременное пособие (2 372,94 руб.) при рождении третьего и каждого последующего ребенка;

денежные выплаты (один раз в год) на посещение театров членами многодетных семей (142,38 руб. на каждого члена семьи);

ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг;

бесплатное обеспечение детей в возрасте до шести лет лекарствами по рецептам врачей;

бесплатное посещение областных государственных музеев, выставок, парков культуры и отдыха.

Семьям, имеющим семь и более несовершеннолетних детей, предоставляется автотранспорт. Всего за счет средств областного бюджета микроавтобусами обеспечены 146 многодетных семей.

С 2012 года всем многодетным семьям предоставлено право на однократное бесплатное получение земельных участков в собственность для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения садоводства или огородничества.

Введена ежемесячная денежная выплата (6 495 рублей) на третьего и каждого последующего ребенка, родившегося в период с 1 января 2013  по 31 декабря 2018 года, до достижения ребенком возраста трех лет. Ежемесячное пособие на ребёнка до 16 (18) лет из многодетных семей выплачивается в повышенном размере и составляет  552 рубля. Сегодня такое пособие получают   родители на 35 тысяч детей.

Региональный материнский капитал, установленный в размере 100 000 рублей, назначается при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка.

С 2015 года региональный материнский капитал назначен 414  получателям на общую сумму более 35 млн рублей.  

Средства материнского капитала направляются на улучшение жилищных условий и получение образования детьми.

Малоимущим семьям, большинство из которых – это семьи с детьми,  за счет средств областного бюджета выплачивается государственная социальная помощь в размере до 2 000 рублей в год. В 2015 году социальную помощь получили около шестидесяти тысяч человек.

С 2014 года малоимущим семьям дополнительно предоставлено право на государственную социальную помощь на основании социального контракта в размере до 24  тысяч рублей. За весь период реализации закона социальные контракты на общую сумму более 10 млн рублей заключили 407 граждан. Основные получатели – это семьи с детьми.

В Саратовской области обеспечена доступность получения социальных услуг для семей с детьми в каждом муниципальном районе.

Ежегодно социальную помощь в соответствующих учреждениях получают более 100 тысяч семей и 138 тысяч детей.

Каждая третья семья с детьми бесплатно пользуется услугами учреждений. Охват семей и детей, находящихся в социально опасном положении, профилактическими и реабилитационными мероприятиями составляет 100%.

 Отработаны механизмы межведомственного взаимодействия по противодействию жестокому обращению с детьми. Эта работа проводится совместно с муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

За 2015 год курс социальной реабилитации в социальных учреждениях прошли 1 593  ребенка.

134 ребенка проходили реабилитацию в семейных условиях (действует 21 семейная воспитательная группа – это структурное подразделение социально-реабилитационного центра).  Эта форма является одной из перспективных в воспитании детей, оказавшихся в социально опасном положении или находящихся в трудной жизненной ситуации, в возрасте от 3 до 18 лет).

Сохранен высокий процент числа детей, передаваемых после выполнения программы реабилитации в родные семьи.

Большая работа проводится по оказанию экстренной психологической помощи семьям с детьми.

Это службы телефона доверия. Это совместная работа социальных ведомств со Следственным комитетом области по отработке технологии социального сопровождения несовершеннолетних, подвергшихся насилию.

Это Соглашение между Управлением Судебного департамента, комиссией по делам несовершеннолетних и министерством социального развития области по социальному сопровождению семей, воспитывающих детей, попавших в систему уголовного правосудия.

В деятельность социальных служб активно внедряется технология бесконфликтного разрешения проблем – службы медиации.

За 2015 год в социозащитных учреждениях проведены 84 программы примирения, участие в которых приняли 215 человек из 84 семей.  Примирение достигнуто в 87% случаев (разрешение возникших конфликтов у подростка в школе, в семье, со сверстниками).

Системная работа  учреждений социальной помощи семье и детям на основе межведомственного взаимодействия способствует стабилизации  уровня детской безнадзорности.

В области реализуется комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Для поддержки семей, имеющих детей–инвалидов и проживающих в частном жилищном фонде, Законом Саратовской области введена дополнительная мера соцподдержки по оплате жилого помещения и капитального ремонта из регионального бюджета в размере 50%. В 2015 году ее получили почти две тысячи  семей с детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет.

Реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями получают более 7 тысяч детей, в том числе три тысячи восемьсот детей-инвалидов.

«Саратовский комплекс-интернат профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» оказывает помощь в  получении профессионального образования детьми-инвалидами и в их дальнейшем трудоустройстве.  

В Саратовской области успешно функционирует детско-юношеская спортивно-адаптивная школа «Реабилитация и Физкультура» с 15 отделениями. Ежегодно в школе получают услуги более одной тысячи детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и интеллекта.  Воспитанники школы неоднократно становились призерами Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, чемпионатов Мира, Европы, российских первенств.

В области проживают почти 445 тысяч детей, из которых около 8 000 (1,7% от общего количества детского населения) – это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Сегодня мы много делаем для того, чтобы обеспечить право каждого ребенка на семью,  поддержать различные формы семейного устройства детей-сирот и сократить число детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях.

На территории нашей области действуют три формы семейного устройства: усыновление, опека и приемная семья.

В результате по итогам 2015 года число детей, устроенных в семьи (1359 детей), в нашем регионе на 86% больше выявленных детей-сирот (731 ребенок).

Отмечу: Саратовская область входит в первые 12 регионов Российской Федерации, где показатель детей-сирот, устроенных на семейные формы воспитания, превышает численность выявленных, и занимает 2-е место по этому показателю  по ПФО.

Такой положительной динамики в работе нам удалось достичь во многом благодаря тому, что в регионе хорошо развит и продолжает развиваться институт приемной семьи.  На сегодняшний день в таких семьях воспитываются 13% детей-сирот. За три года количество приемных семей увеличилось на 51% – с 207 до 312 .

Только в 2015 году в приемные семьи устроено 242 ребенка.

На финансовое обеспечение приемных семей в 2016 году в бюджете области предусмотрено 206,7 млн рублей.  Вознаграждение приемному родителю со всеми доплатами составляет в среднем 18,1 тысячи рублей ежемесячно. Кроме того, мы традиционно много и активно работаем с опекунскими семьями, в которых находятся более 5,5 тысячи детей, что составляет 71%. Как итог работы: численность детей-сирот, воспитывающихся в наших государственных учреждениях, сократилась за три года почти на 48% (с 972 до 465 человек).  

В результате оптимизации количество учреждений интернатного типа уменьшилось на 11.

В связи с возросшим числом детей-сирот, переданных на воспитание в замещающие семьи, особое значение приобрели вопросы, связанные с деятельностью системы служб, обеспечивающих подбор, подготовку и комплексное сопровождение семей, принимающих на воспитание детей данной категории. Такие службы действуют в 14-ти интернатных учреждениях области и 9-ти социозащитных учреждениях.

Немаловажная роль отводится и доступности   дошкольного образования.

В Саратовской области проживает более 160 000  детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет.

В этой возрастной группе всеми формами дошкольного образования охвачено 97,4 процентов от всех желающих получить место в дошкольной образовательной организации: из них в возрасте до 3 лет – 10 232 ребенка (75,3 процентов от всех желающих); в возрасте от 3 до 7 лет – 87 903 (100 % от всех желающих).  

Таким образом, требования Указа Президента Российской Федерации о 100%-ной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет на территории области выполнены в полном объеме.

Для этого в 2013-2015 годах создано 9 816 дополнительных дошкольных мест за счет строительства, капитального ремонта, приобретения и реконстукции объектов. Кроме этого, за счет государственно-частного партнерства введено 11 объектов на 2 245 дополнительных мест. Помимо того, в регионе действуют 10 негосударственных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в которых занимаются 887 воспитанников (Энгельс и Саратов).

Родителям детей, посещающих дошкольные учреждения, в том числе негосударственные, из областного бюджета  выплачивается компенсация за содержание ребенка: от 20 до 70 процентов родительской платы в зависимости от числа детей, посещающих дошкольное учреждение.

Медицинские ресурсы регионального здравоохранения области также направлены на развитие службы охраны здоровья матери и ребенка.

В области действует трехуровневая система оказания медицинской помощи женщинам. В настоящее время  функционирует 6 перинатальных центров.

Головное учреждение самого высокого уровня – Клинический Перинатальный центр Саратовской области, мы с вами сегодня посетили.

Активно развивается высокотехнологичная медицинская помощь –  по итогам 2015 года  оказана 2951  ребенку.

Особое внимание уделяется профилактическим медицинским осмотрам  и диспансеризации детей. С 2013 года диспансеризацию также проходят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные, принятые под опеку, в приемную или патронатную семью.

В Саратовской области, как и в России в целом, по-прежнему актуальна проблема занятости женщин, имеющих несовершеннолетних детей, особенно дошкольного возраста. Почти 6 тысяч таких мам обратились в прошлом  году за содействием в трудоустройстве.

Разработан и реализуется Комплекс мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.

Особое внимание также уделяется проблемам занятости многодетных и одиноких родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

Уважаемые участники совещания!

Ключевые вопросы реализации семейной политики были рассмотрены в минувшую пятницу в Санкт-Петербурге на Форуме «Единой России»  «Эффективная социальная политика: новые решения».

Председатель партии, Председатель Правительства России Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, что «социальные обязательства – главный приоритет «Единой России», что наработанный опыт надо использовать и в дальнейшем. Предложены  конкретные меры  решения насущных социальных вопросов. Но их реализация невозможна без совершенствования федерального и регионального законодательства.

Депутатами Саратовской областной Думы подготовлен ряд предложений по совершенствованию федеральных законов.

1. Считаем целесообразным рассмотреть вопрос о дополнении Семейного кодекса Российской Федерации статьей 71.1, устанавливающей наделение органов опеки и попечительства правом принимать решение по разрешению родителям общаться с ребенком, если это будет в интересах ребенка,   и в дальнейшем принимать решение о восстановлении их в родительских правах.

2. В связи с этим  необходимо внесение  изменений в статью 72 Семейного кодекса Российской Федерации в части предоставления  права обращения органов опеки и попечительства с исковым заявлением в суд о восстановлении родителей в родительских правах. Сейчас это право имеют только бывшие родители. Внесение данных изменений, во-первых, позволит оказывать органам опеки и попечительства правовую поддержку тем родителям, которые изъявили желание восстановиться в родительских правах, а во-вторых, поможет выявить другую категорию родителей, которые изменили поведение, образ жизни, но не решаются восстанавливаться из-за иждивенческой позиции по отношению к государству.

3.Считаем необходимым внесение  изменений в Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части расширения перечня специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Данное изменение в законодательство позволит оказывать социальные услуги данной категории граждан в учреждениях социального обслуживания населения и центрах социальной помощи семье и детям. Это очень важно для организации и проведения своевременной профилактической работы и сокращению роста уровня детской безнадзорности.

4. Также предлагаем рассмотреть вопрос о дополнении Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» статьей 17.1,  устанавливающей предоставление социальных услуг гражданам, находящимся в социально опасном положении, без договора о предоставлении социальных услуг, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Принятие данных изменений и дополнений в действующее законодательство будет способствовать созданию дополнительных условий для проведения  профилактической работы с семьями,   оказавшимися в трудной жизненной ситуации,  социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних.

Спасибо за внимание!

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам